События

  • 2017-05-06 На кафедре АКИТ день открытых дверей! подробнее
  • 2017-02-25 В университете день открытых дверей! подробнее
  • 2016-12-02 I этап международной олимпиады в сфере информационных технологий «IT-планета 2016/17» подробнее
  • 2016-04-27 II этап республиканской студенческой олимпиады по программированию 2016, результаты подробнее
  • 2016-04-26 подведение итогов ежегодной студенческой научно-технической конференции подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования Луганской Народной Республики

«Луганский национальный университет имени Владимира Даля»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о ректора Луганского национального

 университета имени Владимира Даля

___________________В.Д. РЯБИЧЕВ

«______»___________________ 2017 г.

 

Пояснительная записка

для проведения вступительного экзамена по профессиональной подготовке
для лиц, поступающих на обучение по программе подготовки «МАГИСТР»
на базе ранее полученного образовательно-квалификационного
уровня бакалавр или специалист

 

Направление подготовки    15.04.04 «Автоматизация технологических процессов и производств»

Магистерская программа   «Информационное обеспечение систем автоматизированного управления технологическими процессами и производствами»

 

 Пояснительная записка состоит из:

 ЛУГАНСК-2017


Программа вступительных экзаменов

Высшая математика. Матрицы. Системы линейных уравнений. Системы координат. Векторы. Линии и поверхности. Множества. Функции. Производные. Исследование функции, экстремум. Интегралы и интегрирования. Ряды их применения, сходимость ряда. Дифференциальные уравнения. Элементы теории устойчивости. Комплексные числа, действия над ними. Ряды Тейлора и Фурье. Преобразование Лапласа.

Алгоритмизация и программирование. Структура и характеристики персональных ЭВМ. Современные операционные системы и сервисные программы. Работа с массивами. Работа с файлами данных. Работа с символьными данными. Разработка программ на языках Basic, Pascal, С и др.

Численные методы и моделирование на ЭВМ. Прямые и итерационные методы. Алгоритмы и программы расчетов по формулам и таблицам. Методы решения систем алгебраических уравнений. Методы решения дифференциальных уравнений и их систем. Численные методы моделирования систем с распределенными параметрами. Методы решения оптимизационных задач. Моделирование линейных систем. Моделирование стохастических систем. Моделирование и оптимизация типовых процессов тепло- и массообмена. Программные средства моделирования на ЭВМ.

Компьютерная техника и организация вычислительных работ. Структура компьютера. Процессоры. Оперативная память. Дисковая подсистема. Клавиатура. Видеоадаптер и дисплей. Последовательный и параллельный адаптеры. Операционная система Windows и организация вычислительных работ.

Прикладная механика и основы конструирования. Аналитические методы исследования механизмов. Основные виды и законы трения. Передачи и кулачковые механизмы. Валы, оси, опоры и соединения. Упругие элементы приборов. Проектирование механизмов и машин, допуски и посадки.

Основы электротехники. Процессы в электротехнических устройствах. Магнитные поля и магнитные цепи. Линейные и нелинейные электрические цепи. Магнитно-связанные электрические цепи. Многофазные системы. Переходные процессы в электрических цепях.

Электромеханика. Трансформаторы. Электромагниты и электромагнитные аппараты. Электромашины и микромашины устройств автоматизации. Электропривод и системы управления электроприводом.

Электроника. Электропроводность полупроводников. Диоды, триоди и транзисторы. Интегральные микросхемы. Усилители. Источники питания и стабилизаторы.

Микро схемотехника. Логические элементы и минимизация логических функций. Структура микропроцессорной системы и процессора. Сегментирование памяти. Основные команды микропроцессора. Средства от отладки программ. Интерфейсы и шины обмена информацией. Периферийные интегральные микросхемы.

Гидро-газодинамика. Физические свойства и силы в жидком и газообразном средах. Гидростатическое давление. Условия равновесия в сообщающихся сосудах. Сила давления жидкости на поверхности. Равновесие газа. Поток жидкости, равномерное движение жидкости в круглых трубах. Расчет трубопроводов. Истечение жидкостей и газов из отверстий. Краткая теория гидродинамического подобия.

Теория автоматического управления линейными системами. Назначение, структура и классификация систем управления. Сигналы и динамические характеристики. Типовые звена. Передаточные функции. Объекты управления. Автоматические регуляторы. Статическое и астатическое регулирование, устойчивость динамической системы. Переходные процессы и показатели их качества. Анализ и синтез систем регулирования. Оптимальные настройки регуляторов и коррекции автоматических систем.

Теория автоматического управления специальными системами. Нелинейные системы и их анализ. Случайные процессы в автоматических системах регулирования. Дискретные и цифровые системы. Одно и много контурные системы. Системы с переменной структурой. Задачи и методы оптимального управления. Методы идентификации объектов оптимизации и адаптивные системы. Конечные автоматы и последовательности машин.

Производственные процессы и оборудование объектов автоматизации. Классификация процессов. Гидромеханические процессы и их аппаратная реализация. Механические процессы и их аппаратная реализация. Процессы теплообмена и их аппаратная реализация. Процессы массообмена и их аппаратная реализация. Основные компоненты сырья и готового продукта. Технологические схемы отраслевых производств.

Обще технические измерения и приборы. Системы дистанционной передачи, нормирующие преобразователи. Измерение температуры. Измерения геометрических размеров. Измерения давления. Измерение количества и расходов. Измерение уровня. Измерения состава жидкостей.

Специальные измерения и приборы. Измерения состава газов. Измерение влажности. Хромато-графические и масс-спектрометрические методы анализа. Приборы для контроля окружающей среды. Автоматизированные системы контроля.

Технические средства автоматизации. Классификация средств и Государственная система приборов. Состав технических средств для автоматического регулирования и логического управления. Цифровые и аналоговые технические средства автоматизации.

Основы компьютерно-интегрированного управления (КИСУ). Функции и режимы работы КИСУ. Сбор и первичная обработка информации в КИСУ. Диагностирования состояния КИСУ. Структура иерархически распределенных АСУТП. Сети и узлы верхних уровней АСУТП. ОС рабочих станций. ОС вычислительных сетей. Сети и узлы нижнего уровня АСУТП. Оптимальное управление техническими комплексами. Системы автоматизации производственных потоков. Структура АСУ организационно-экономическими процессами. Оптимальное управления бизнес-процессами. Корпоративные вычислительные сети. Интеграция АСУ.

Идентификация и моделирование объектов автоматизации. Структура и компоненты модели объекта. Аналитические методы построения моделей. Методы идентификации объектов. Математическое моделирование типовых технологических объектов. Системы идентификации технологических объектов.

Системный анализ сложных систем управления (ССУ). Признаки сложных систем, системный подход. Структурный анализ ССУ. Системный анализ проблемы управления в ССУ. Выделение подсистем и оптимизация структуры ССУ. Модели функционирования сложных систем. Координация, информационные характеристики, принятие решений в ССУ.

Автоматизация непрерывных технологических процессов. Общие принципы автоматизации технологических процессов. Анализ процессов при построении системы автоматизации. Одно контурные САР и инженерные методы их расчета. Комбинированные и каскадные системы автоматического регулирования. Системы автоматического регулирования многомерных объектов. Системы автоматического регулирования типовых технологических объектов. Типичные задачи оптимизации технологических аппаратов. Алгоритм оптимального управления при полной и неполной информации о объекте. Специфика периодических процессов как объектов автоматизации. Реализация управляющих функций с помощью ЭВМ. Реализация управляющих функций с помощью контроллера. Жизненный цикл систем автоматизации.

Основы проектирования систем автоматизации. Последовательность проектирования автоматизированных систем управления технологическими процессами, состав и содержание проектной документации. Разработка и выполнение схемы автоматизации. Системы автоматизированного проектирования. Выбор технических средств при проектировании схемы автоматизации.


Требования к уровню подготовки поступающих

Участник экзамена должен

- знать:

  • - основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
  • - условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязательств человека по отношению к другим, а также к себе;
  • - элементы микро и макроэкономики, сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
  • - права и обязанности человека и гражданина;
  • - основы украинской правовой системы и законодательства, организации и функционирования судебных и правоохранительных органов, правовые и морально-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
  • - формы, средства и методы педагогической деятельности;
  • - элементы анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
  • - феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
  • - формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерность их функционирования и развития; историю Украины, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
  • - основы физической культуры и здорового образа жизни; основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, операционного исчисления, теории вероятностей и математической статистики, численные методы математики;
  • - математические детерминированы и вероятностные модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;
  • - основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химических систем, реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии;
  • - методы теоретического и экспериментального исследования в физике, механики, химии, экологии;
  • - современные компьютерные технологии;
  • - методы расчета электрических, электронных и электромеханических схем и систем;
  • - основные разделы электротехники, электроники и микропроцессорной техники, прикладной механики, теории управления, метрологии и основ измерения, гидравлики, теплотехники и анализа технологических процессов;
  • - методы анализа и синтеза систем автоматического контроля и управления;
  • - основные технические средства автоматизации, их метрологические и эксплуатационные характеристики;
  • - методы построения математических моделей объектов управления (технологических процессов и комплексов по отраслям).

 

- уметь:

  • - выражать и обосновывать свою позицию и отношение к историческому прошлому;
  • - анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
  • - дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
  • - использовать и заключать нормативные и правовые документы по будущей деятельности, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
  • - оценивать достижения культуры на основании знания ее исторического контекста, овладевать достижения культуры;
  • - на базе лексического минимума одной из иностранных языков и грамматического минимума, включая грамматические структуры, общаться устными и письменными формами;
  • - вести беседу-диалог общего характера на иностранном языке, пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря для поиска информации, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;
  • - применять математическую символику для выражения количественных и качественных отношений объектов;
  • - исследовать и аналитически или численными методами решать алгебраические и обыкновенные дифференциальные уравнения;
  • - исследовать модели с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов пригодности полученных результатов;
  • - использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;
  • - программировать и использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения;
  • - использовать средства компьютерной графики;
  • - использовать основные методы анализа и синтеза при разработке систем контроля и управления типичными процессами и оборудованием отрасли;
  • - разрабатывать математические модели технологических процессов и комплексов для систем управления;
  • -  использовать программные и технические средства при разработке автоматизированных систем контроля и управления;
  • - применять методы расчета, конструирования и проектирования нестандартных программно-технических средств автоматизации.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1. Плоткин Я.Д., Якушкевич О.К. Организация и планирование производства на машиностроительном предприятии: Учеб. пособ. - Львов: Мир, 1996.
  2. 2. Меренков Д. Аспекты автоматизации документооборота предприятия СОВ, Киев, 2002.
  3. 3. Филипов В. О внедрение систем электронного документооборота, Компьюарт, 2003.
  4. 4. Вербицкий В. Новинки на мировом рынке электронного документооборота, Киев, 2003
  5. 5. Скурихич В.И. и др. АСУ гибкими технологиями - Киев: Техника, 1987.
  6. 6. Советов Б.Я., Цехановский В.В. АСУ современным производством. - Л .: Машиностроение, 1988.
  7. 7. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: Курсовое проектирование для вузов по специальности «Автоматизированные системы управления» - М .: Высш. школа, 1988.
  8. 8. Технические средства АСУ: Справочник. В 2-х т. / Под ред. Г. Б. Кезлинга. Л .: Машиностроение, 1986.
  9. 9. Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем. - М .: Финансы и статистика, 1989.
  10. 10. Твердохлеб Н.Г. Безбумажная технология управления производством. - М .: Высш. школа, 1991.
  11. 11. Федотов Н.Н., Венчковский А.Б. Средства информационного обеспечения АСУ. - М .: Изд-во стандартов, 1989.
  12. 12. Калянов Г. СА8Е и структурный системный анализ. - М .: ЛОРИ, 1996. - 262 с.
  13. 13. Марка Д., Мак Гоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. - М .: Цель Технология, 1993. - 240 с.

Критерии оценивания знаний абитуриентов по профессионально-ориентированным дисциплинам

 

 

Оценивание уровня знаний и умений абитуриента по профильным дисциплинам осуществляется на основании следующих критериев:

  1. Правильность ответов;
  2. Степень усвоения программного материала.

Результаты вступительного экзамена по профессионально-ориентированным дисциплинам оцениваются по стобальной шкале следующим образом:

 

Уровень подготовки

Требования уровня подготовки согласно критериям оценивания

Балл по стобальной шкале

Число правильно решенных заданий

«отлично»

Абитуриент глубоко и в полном объеме владеет программным материалом. В тестовых ответах допущено  не более 10% ошибок.

92 –100

23-25

«хорошо»

Абитуриент знает программный материал. В тестовых ответах допущено  не более 35% ошибок.

64 – 91

16-22

«удовлетворительно»

Абитуриент знает только основной программный материал. В тестовых ответах допущено от  25%  до 65% ошибок.

24 - 63

6-15

«неудовлетворительно»

Абитуриент не знает значительной части программного материала. В тестовых ответах допущено более  75% ошибок.

0 – 23

0-5

 Примечание. Уровень подготовки «неудовлетворительно» является недостаточными для участия в рейтинговом конкурсе на зачисление.


Порядок проведения ЭКЗАМЕНА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Вступительный экзамен проводится в форме тестирования. Для проведения тестирования формируются отдельные группы абитуриентов в порядке поступления (регистрации) документов. Список абитуриентов, допущенных к тестированию, утверждается решением профессиональной аттестационной комиссии, о чем составляется соответствующий протокол, который передается в приёмную комиссию.

Для проведения тестирования профессиональной аттестационной комиссией предварительно готовятся тестовые задачи согласно « Программы вступительного экзамена по специальности». Программа вступительного экзамена по специальности обнародуется средствами массовой информации на Web-Сайте университета и информационных стендах кафедры.

Вступительный экзамен по специальности проводится в сроки, предусмотренные «Правилами приема в ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет  имени Владимира Даля» в 2017 году».

На тестирование абитуриент должен явиться с паспортом и шариковой ручкой чёрного или синего цвета. Абитуриент получает „Лист тестовых заданий”, который содержит 25 заданий с вариантами ответов по дисциплинам, которые указаны в программе для экзамена по специальности, и отвечает на эти задания в течение 90 минут. Ответы фиксируются в «Карте ответов для теста». Правильный ответ на каждое задание оценивается в 4 балла. Пользоваться при тестировании печатными или электронными информационными средствами запрещается.

Результаты вступительного экзамена оцениваются по стобальной шкале по правилам, которые указаны в разделе “Критерии оценивания” данной пояснительной записки и фиксируются в «Листе тестовых заданий». Уровень знаний абитуриента по результатам тестирования заносится также в ведомости и подтверждается подписями трех членов приёмной комиссии по специальности. Ведомость оформляется одновременно с «Экзаменационным листом» абитуриента и передаётся в приёмную комиссию.

Абитуриент должен набрать не меньше 24 баллов. Это позволит абитуриенту принять участие в конкурсе при поступлении в Луганский национальный университет имени Владимира Даля.

Заявление об апелляции абитуриент может подать в день объявления результатов до 17.00 часов.



Председатель аттестационной комиссии Кочевский А.А.
Заведующий кафедрой АКИТ, проф. Коробецкий Ю.П.